Становление и развитие натюрморта в белорусской живописи первой половины XX века

Основное содержимое статей

Я.В. Федорец

Аннотация

Малоизученной областью в белорусском искусствознании является натюрморт первой половины ХХ века. В этот период он оформился как обособленный жанр, получив самостоятельное значение в жанровой иерархии отечественной живописи. Затрудняет его исследование недостаточное количество произведений – судьба многих из них остается неизвестной. Восстановление течений культурных и художественных процессов, сопровождавших оформление натюрморта, воссоздание хода его становления возможны на материале уцелевших картин и репродукций, каталогов и сведений о выставках, критики и публикаций того времени.


Анализ научной литературы о белорусской живописи прошлого столетия показывает, что исследователи мало уделяли внимания натюрморту первой половины ХХ века как несущественному, ярко не обозначенному по отношению к востребованным сюжетно-тематическим произведениям, портрету и пейзажу. Уже в начале ХХ века складывается особая социокультурная ситуация, подготовившая почву для переосмысленного отношения к предмету не как утилитарной вещи, как части материальной культуры и быта человека, но как эстетически-познавательному объекту. Вслед за этим, в 1940-е – первой половине 1950-х гг., натюрморт достигает своего расцвета, став востребованным жанром в творчестве таких художников, как Е. Зайцев, В. Волков, Н. Тарасиков, Е. Красовский, А. Шевченко, С. Ли, Г. Бржозовский, П. Явич, Н. Варванович, Т. Разина и др.

Статья, подробнее

Раздел
Искусствоведение