Особенности развития белорусской монастырской художественной практики в православной традиции в XVI - начале XVII в.

Основное содержимое статей

Е.Н. Багрий

Аннотация

В статье представлен комплексный анализ белорусской монастырской художественной практики в период XVI – начала XVII в., когда территория современной Беларуси входила в состав Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Белорусская монастырская художественная практика впитывала новые для себя традиции, обусловленные усвоением южнославянских и ренессансных тенденций. В исследовании освещены монастырские певческая, иконописная и ремесленная практики, в контексте которых и новых влияний рождалось самобытное белорусское национальное культовое искусство. Его характерные особенности – формирование региональных вариантов, которые раскрылись в появлении и распространении местных напевов (супрасльский, жировичский, пинский, мирский) и новых жанров монастырской певческой практики, зафиксированных в белорусских ирмологионах, преобладании новых контекстов иконописной практики, выраженной в локальных киево-печерских, сербских, фольклорных интерпретациях византийских образцов, самобытном декоративном оформлении интерьеров храма.


Источниками для исследования особенностей белорусской монастырской художественной практики в контексте православной культуры стали работы Л. Густовой-Рунцо, О. Дадиомовой, А. Конотопа (певческая практика); О. Баженовой, В. Пуцко, А. Рогова (иконописная практика); А. Мироновича, В. Пичеты, П. Покрышкина (история церковного искусства).

Статья, подробнее

Раздел
Искусствоведение