Особенности категоризации конкретных понятий взрослыми активными интернет-пользователями

Основное содержимое статей

Е.И. Медведская

Аннотация

В статье обсуждается проблема влияния Интернета на познавательные процессы взрослых пользователей, которая рассматривается в традициях культурно-исторической психологии. На основании положения о культурном орудии высказывается гипотеза о возможных когнитивных различиях между активными интернет-пользователями (предпочитающими медиаобраз в качестве знака) и субъектами читающими (оперирующими словом как основной знаковой системой).


Цель – сравнительный анализ категориальной структуры сознания в области понимания конкретных понятий у активных интернет-пользователей и субъектов читающих.


Материал и методы. В исследовании принимало участие 720 взрослых, имеющих высшее образование и являющихся работниками умственного труда. Дифференциация групп для проведения сравнительного анализа проводилась на основе анкетирования. Данные для моделирования категориальных структур сознания были получены посредством авторского варианта семантического дифференциала с их последующей факторизацией. Стимульным материалом выступали 5 конкретных понятий («камень», «ручка», «стул», «озеро», «огонь»).


Результаты и их обсуждение. Сравнение категориальных структур сознания в группах активных интернет-пользователей и субъектов читающих осуществлялось по двум направлениям: 1) количество категорий, образующих понятие (отбор по критериям Кайзера и Хэмфри) и 2) внутренняя организация категории (простая, однополярная или сложная, двухполюсная). В итоге сравнительного анализа статистически достоверных различий в когнитивной сложности организации сознания в области понимания конкретных понятий между выборками не установлено ни по одному из измеренных параметров.


Заключение. Полученные результаты доказывают отсутствие неких когнитивных преимуществ у взрослых активных интернет-пользователей: доступность объема информации не обогащает сложившуюся у пользователя систему знаний о мире.

Статья, подробнее

Раздел
Психология