Сравнительное изучение русской и белорусской литератур: теория и практика

Основное содержимое статей

Е.В. Крикливец

Аннотация

Сравнительно-типологический подход к изучению национальных литератур – актуальное направление современной филологии. Подобный ракурс исследования позволяет сделать вывод о специфике литературных взаимосвязей, общих и особых чертах в отражении мира и человека.


Цель статьи – раскрыть основные этапы становления сравнительного метода в литературоведении; показать его значимость для российской и отечественной гуманитарной науки в настоящее время; обосновать необходимость усвоения навыков сравнительного анализа литературных произведений будущими специалистами-филологами; поделиться опытом подготовки методических рекомендаций, посвященных данной проблеме.


Материал и методы. Методологическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных литературоведов в области сравнительно-типологических исследований литературных явлений, а также разработки сотрудников филологических факультетов российских вузов, посвященные учебно-методическим аспектам преподавания дисциплины «Сравнительное литературоведение». Объектом рассмотрения выступает подготовленное автором статьи учебное издание «Русская и белорусская литературы второй половины ХХ века: теория и практика сравнительного анализа».


Результаты и их обсуждение. Становление сравнительного литературоведения происходило на протяжении ХIХ–ХХ веков. В современной филологии сформированы основные методы и приемы сравнительно-типологического анализа. Видится необходимым ввести в курс профессиональной подготовки специалистов-филологов дисциплину «Русская и белорусская литературы второй половины ХХ века: теория и практика сравнительного анализа». Она нацелена на углубление литературоведческих знаний, формирование представлений о формах и закономерностях межлитературного процесса, овладение практическими навыками сравнительного анализа художественных произведений, расширение гуманитарного кругозора. Учебно-методическое сопровождение дисциплины должно включать этап усвоения понятийно-терминологического аппарата, а также отработку полученных знаний и умений на практике.


Заключение. Сравнительное литературоведение следует рассматривать как область науки о литературе, в которой разработаны продуктивные методики изучения художественных произведений, необходимые для исследовательской деятельности профессионального филолога.

Статья, подробнее

Раздел
Филология