Медиаконцепт «Славянский базар» в коммуникативном пространстве региональных и центральных газет Беларуси

Основное содержимое статей

А.А. Лавицкий

Аннотация

В современной лингвистике повсеместное распространение получило понятие «коммуникативное пространство», которое активно используется в составе различных терминологических сочетаний. Определение данного понятия расплывчато, что связано с его многоаспектностью и динамичностью. Мы считаем, что одно из центральных мест в коммуникативном пространстве занимает когнитивная сфера, что делает актуальным описание различных концептов.


Цель статьи – сравнительное описание медиаконцепта «Славянский базар» по публикациям региональной и центральной прессы Беларуси.


Материал и методы. Практическим материалом исследования послужили тексты крупнейших (самых многотиражных) региональных (витебских) и центральных белорусских газет за 2010–2014 гг.


В процессе работы были использованы такие лингвистические методы, как сплошная и выборочная выборка языкового материала, сравнительный, контекстуальный контент- и дискурс-анализ. Кроме того применялись математические методы, в частности моделирование.


Результаты и их обсуждение. Статья построена на анализе реконструкций выбранного медиаконцепта в оппозиции региональной и центральной прессы. Согласно принятой методике в структуре медиаконцепта выделены важнейшие коннотативные сегменты, отражающие смысло-содержательное наполнение когнитивной единицы. Кроме того в исследовании рассмотрены особенности использования различных средств языковой выразительности, встречаемых в журналистских материалах при обращении к тематике «Славянского базара».


Заключение. Полученные результаты реконструкции ментальной единицы позволяют отметить идентичность в смысловом наполнении ядра медиаконцепта и значительные различия на его ближней периферии: включение коннотативных сегментов «финансы» и «безопасность» на центральнобелорусском уровне. В результате исследования также установлены важнейшие тропы и фигуры речи, раскрывающие смысловое и чувственное наполнение медиаконцепта.

Статья, подробнее

Раздел
Филология