«Василий Тёркин» в контексте жанра. К 105-летию А.Т. Твардовского

Основное содержимое статей

В.В. Здольников

Аннотация

Жанровой специфике поэм А.Т. Твардовского вообще и «Василия Тёркина» в частности явно недостаточно уделили внимания исследователи его творчества. Наиболее авторитетный из них А. Македонов, анализируя, например, военную поэму автора, приводит набор из пяти её определений, а «Литературный энциклопедический словарь» 1987 года называет её «лиро-эпической».


Цель – «приписать» поэму к определённой жанровой форме, а именно: идентифицировать её как героический эпос Великой Отечественной.


Материал и методы. Объектом литературоведческого анализа в статье является поэма Твардовского «Василий Тёркин», созданная в огне войны, и примыкающий к ней хронологически и тематически цикл стихотворений «Возмездие». Используются аналитический и сравнительно-исторический методы исследования.


Результаты и их обсуждение. Твардовский писал свою поэму, несомненно следуя идущей ещё от античности традиции содержательного и художественного построения героического эпоса, зафиксированного в эстетике классицизма как норма и обязательное правило для «жанров высоких», к каковым относилась и эпическая поэма. Но русский поэт двадцатого века обогатил классический жанр новыми художественными открытиями, связанными прежде всего с тем, что в ней нет так называемого пафоса исторической дистанции. Ведущей обычно к некоторой идеализации изображаемых событий и их участников.


Заключение. В веке двадцатом Твардовский возродил в наиболее «чистом» виде, соответствующем строгим правилам эстетики классицизма, героическую поэму, прародительницу всех последующих модификаций её. Обогатив при этом жанр новыми художественными достоинствами.

Статья, подробнее

Раздел
Филология