Ментальность латышей в зеркале латышских народных анекдотов XIX – начала XX века

Основное содержимое статей

Т.И. Кузнецова

Аннотация

История ментальности / ментальностей является значимым направлением современной исторической науки, актуальность которого как составляющей части социальной истории лишь возрастает.


Цель статьи – на основе анализа лексического состава латышских народных анекдотов выявить некоторые особенности способа мышления / мировосприятия латышей в конце XIX – начале XX века.


Материал и методы. В работе лингвистическому анализу письменных источников подвергнут комплекс латышских народных анекдотов (5671 единица), опубликованный в 4-х томах в 1929–1930 гг.


Результаты и обсуждение. Предмет истории ментальности имеет три грани: способ мышления / мировосприятия; представления о человеке и различных явлениях мира; имеющие место быть формы и нормы поведения людей.


В данной работе исследована первая грань. Для выявления способа мышления необходим трехаспектный лингвистический анализ вербальных текстов – структурный, функциональный и структуральный. Он позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, отметим почти равное количество существительных, преимущественно  антропонимически-предметных, и глаголов, среди которых практически отсутствуют формы, номинирующие ментальные, эмоциональные состояния. Доминирующими являются глаголы, указывающие на физические действия, факты бытия и акты коммуникации. Что говорит о конкретности мышления латышей. Во-вторых, характерной чертой лексического состава латышских народных анекдотов является редкость слов высокой степени обобщения. Об отмеченной конкретности мировосприятия говорит весьма редкое употребление в латышских народных анекдотах прилагательных, что составляет третью особенность лексического тезауруса этих текстов. Четвёртой особенностью лексического тезауруса латышских народных анекдотов является «анормальная» функция частей речи. В роли прилагательного часто оказываются существительные, номинирующие этническую общность. Подобные определения в очередной раз подтверждают основополагающую черту мифологического мышления – неполную выделенность человека из окружающего мира и коррелирующую с ней ограниченность и узость круга социального общения. Часто повторяющиеся прилагательные приобретают устойчивый типологический характер, указывающий на тесноту этого круга, в котором в силу пространственной близости крайне слаб интерес к другому как человеку.


Заключение. Анализ лексического тезауруса обнаруживает мифологический способ мышления латышей, для которого характерны неполная выделенность человека из окружающего мира и вытекающая отсюда конкретность. Эти черты мифологического мировосприятия свидетельствуют об ограниченности и тесноте сферы человеческих контактов, что было свойственно жизни латышей на территории Латвии того времени.

Статья, подробнее

Раздел
История