Эсхатологические модели образа будущего в сборнике «Апокалипсис3» М. Максимова

Основное содержимое статей

Е.А. Волк

Аннотация

Эсхатологическая тема является одной из наиболее востребованных и популярных тем в творчестве многих писателей современности. К теме духовного кризиса человечества обращается и русский прозаик Макс Максимов в фантастической антологии «Апокалипсис3», состоящей из трех повестей-антиутопий – «Вход в Рай», «Укрытие» и «Когда идет снег». В статье раскрывается своеобразие восприятия писателем темы конца света и анализируются созданные автором оригинальные вариации  эсхатологических моделей образа будущего мира, в которых соединяются традиционные христианские апокалиптические мотивы и изображение рационалистического видения темы конца света, присущего современной эсхатологической мысли.


Цель работы – выявить особенности интерпретации образа апокалипсиса и вариации моделей эсхатологических миров в сборнике «Апокалипсис3» современного русского прозаика М. Максимова.


Материал и методы. В качестве материала для исследования выбран сборник антиутопических повестей «Апокалипсис» (2019) М. Максимова, так как образ конца света является центральным мотивов, проходящим красной нитью через всю антологию. Для анализа темы апокалипсиса используются основные приемы таких основных литературоведческих методов, как герменевтический и культурно-исторический, что помогает наиболее полно раскрыть особенности восприятия писателем апокалиптической темы в антологии.


Результаты и их обсуждение. В статье анализируются созданные писателем вариации светопреставления, модели эсхатологических миров и типы апокалиптического сознания героев. Определяется авторская позиция по отношению к современному обществу, находящемуся, согласно точке зрения М. Максимова, в кризисном, лиминальном состоянии: в каждой из повестей-антиутопий испорченный мир оказывается в ситуации апокалипсиса из-за состояния духовной стагнации общества. Конец света представляется писателю необходимым эволюционным этапом развития общества для нравственного очищения, что нехарактерно для современного  эсхатологического дискурса. Выявляется новый тип героя-«миссии» – «Безумный спаситель», популярный в современных эсхатологических романах. По мнению автора, «Безумец» отражает сумасшедшее состояние окружающей писателя действительности. Эсхатология в сборнике выступает как социальная и антропологическая рефлексия образа настоящего.


Заключение. В антологии «Апокалипсис3» писатель создает оригинальные вариации эсхатологических моделей испорченного мира, соединяя традиционные апокалиптические мотивы и изображение современного, рационалистического видения темы конца света. В каждой из повестей-антиутопий испорченный мир оказывается на грани гибели из-за состояния духовной стагнации общества. В антологии автор предлагает несколько путей развития человечества, однако сам настроен крайне пессимистично.

Статья, подробнее

Раздел
Филология