Методические аспекты решения проблемных задач адаптивного физического воспитания учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Основное содержимое статей

П.И. Новицкий

Аннотация

Раскрывается педагогическая направленность действующих в Республике Беларусь учебных программ по предмету «Адаптивная физическая культура» для учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (второго отделения) 1–9-х классов вспомогательных школ, разработанных автором данной статьи. Рассматриваются организационно-методические проблемы образовательного процесса и результативные пути их преодоления.


Цель работы – раскрыть наиболее сложные практические вопросы учебного предмета «Адаптивная физическая культура» учащихся второго отделения вспомогательных школ и актуализировать эффективные адаптивные методики их решения.


Материал и методы. Материалом послужили результаты многолетних исследований автора с соавторами, а также зарубежных и отечественных ученых. Использованные результаты собственных исследований, разработки и подходы к решению методических проблем АФК учащихся второго отделения получены следующими методами: анализ научной литературы и программного обеспечения адаптивной физической культуры, наблюдение, беседы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, дедукция и индукция.


Результаты и их обсуждение. Основным методическим направлением формирования у учащихся второго отделения физкультурных знаний (представлений) является применение специального учебного наглядного материала.


В обучении двигательным действиям учащихся младших классов наибольшую эффективность имеют уроки сопряженного воздействия с использованием методики формирования обобщенного двигательного умения.


Результативное развитие двигательных способностей достигается проведением уроков АФК преимущественно избирательного воздействия с всесторонней направленностью физических нагрузок.


Заключение. К числу наиболее проблемных педагогических задач АФК учащихся второго отделения вспомогательной школы относятся: а) формирование физкультурных знаний (представлений); б) обучение двигательным действиям; в) развитие двигательных способностей. Основные методические аспекты эффективного решения этих задач связаны с: а) применением специально разработанного учебного наглядного материала; б) методикой формирования обобщенного двигательного умения; в) проведением уроков преимущественно избирательного воздействия.

Статья, подробнее

Раздел
Педагогика